Alez (alez) wrote,
Alez
alez

Создание ситуации успеха для взрослых

Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.
Белкин А. С.
При обучении детей для мотивации их на учебную деятельность часто используется различные методы создания ситуаций успеха. Очевидно, что ребёнок, испытавший успех при обучении какому-то предмету, будет стремиться закрепить и развивать свой успех в данном предмете. По сути, у него появляется внутренняя мотивация, а об этом мечтает любой учитель и родитель.
Есть множество научных работ по разным аспектам создания ситуаций успеха, изучены разные виды успеха, возможность создания ситуации каждого из них и их влияние на мотивацию, и продуктивность ученика.

Но разве взрослые люди не нуждаются том, чтобы испытывать успех в своей деятельности? Нуждаются и ничуть не меньше чем дети. Например, любой менеджер по продажам или стартапер бесконечно не могут работать на одном энтузиазме и первые продажи, а с ними и первые доходы, мотивируют их похлеще, чем многие другие методы и факторы. Для них успех это совершенная сделка и полученные деньги. И если их бизнес-модель оказалась близка к реальности, то, по сути, они будут периодически находиться в ситуациях успеха, которые они создали, прописав бизнес план и реализовав его. Понятно, что таким же образом взрослые люди создают себе ситуации не успеха.
Как мы создаём себе ситуации не успеха?
Например, берём на себя обязательства, которые в нужном объеме и в требуемый срок выполнить с вероятностью 99% не сможем. И вот подходит срок, и мы оказываемся в ситуации, когда, не смотря на все усилия, мы оказались повинны в том, что договоренности не выполнены. Можно было такого избежать? В большинстве случаев – да. Достаточно было потратить немного времени на то, чтобы донести в каком объеме и качестве можно выполнить работу в указанный срок, закладывая реалистичные запасы на непредвиденные ситуации. И желательно это зафиксировать, чтобы ни у кого не осталось ложных ожиданий и можно было бы всегда сослаться на то, что вы об этом писали или, что ещё лучше, закрепили в определенном документе. Вариант с откидыванием чёлки для демонстрации тату «Ну я же говорил!» обычно не работает.
То есть практически всегда, когда мы задираем планку слишком высоко, мы программируем для себя ситуацию не успеха. Не позволяем себе испытать радость и удовлетворение от своего труда и не даём себе возможности запастись желанием и позитивными эмоциями по отношению к последующим подобным задачам.
Но это вовсе не означает, что нужно опускать для себя планку чуть ниже уровня ваших способностей. Наоборот нужно ставить планку немного выше, но ставить цели в зоне ближайшего развития. Термин «зона ближайшего развития», введённый в психологию Л.С.Выготским, означает уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Если мы применяем его к взрослому человеку, то, как раз, этот термин будет относиться к индивидуальной деятельности (это моё личное мнение, с которым могут не согласиться многие психологи).
Для определения своей индивидуальной зоны ближайшего развития в том понимании применительно к взрослым, как описано выше, очень важна статистика. Например, подобную задачу вы ранее выполнили за 1 час. Выставьте себе дидлайн 50 минут, заявив, что сделаете за 1 час. Уложитесь и у вас будет одна ситуация успеха, что вы стали более эффективны и ваши навыки совершенствуются. Если не получилось и сделали за 1 час, то вы, по сути, закрепили свой успех. Если сделаете медленнее, то тут у вас не будет ситуации успеха, но будут данные чтобы проанализировать, почему случилась такая ситуация, чтобы в дальнейшем избежать таких ошибок в планировании.




Tags: мотивация, самомотивация, ситуация успеха
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments